Профилактика злоупотребления ПАВ

Первичная профилактика злоупотребления ПАВ в дошкольном возрасте

Человечество до сих пор находится в плену опасных заблуждений в отношении профилактики и предупреждения распространения наркомании. Самое главные из них состоят в том, что многим кажется:
• Со мной и моими близкими этого случиться не может;
• Борьба с наркотиками – это дело специалистов;
• Общество уже обладает всеми средствами для того, чтобы справиться с наркоманией;
• Вред от наркотиков излишне преувеличен.

Говоря о профилактике употребления психоактивных веществ (пав) в дошкольном и младшем школьном возрасте, мы в первую очередь имеем в виду формирование у малышей основ культуры здоровья. Именно эти знания, оценки, умения, навыки являются фундаментом для формирования антинаркотических установок.
Представления детей 5-8 лет об алкоголе и никотине весьма противоречивы. С одной стороны, дети знают, что они опасны, вредны, их нельзя употреблять, но с другой стороны, они постоянно наблюдают затем, как эти вещества используют окружающие – родители, знакомые, подростки. Для многих детей алкоголь и никотин становятся символом взрослости, самостоятельности.
Ведущей деятельностью в период дошкольного и начального этапа младшего школьного возраста является игра. А значит, именно игровые виды работы являются оптимальными для целенаправленного воздействия на ребенка. Через игру у него могут быть сформированы и личностные компоненты культуры здоровья. Для этого желательные для освоения поведенческие схемы включаются в содержание игры, становятся ее правилами. Ребенок выполняет их не потому, что это «нужно», «полезно», а потому, что это интересно. Так в процессе игры дети постепенно осваивают поведенческие схемы, которые превращаются в полезные навыки.

Основными психологическими образованиями периода дошкольного возраста являются:
• Становление произвольного поведения, опосредованного наглядно-образными представлениями и первичными правилами и нормами. Произвольность поведения включает преодоление непосредственных, сиюминутных желаний, преобладание обдуманных действий над импульсивными. Следовательно, в поведении появляется внутренняя регуляция с развитием способности к соподчинению мотивов и способности внешнего правила стать внутренней инстанцией поведения.
• Становление начальных форм самосознания с осознанием своего места и положения в существующих семейных, межличностных отношениях, своих личностных качеств, возможностей, что мы можем определить, как первичную самооценку.
• Становление внутреннего мира обобщенных переживаний и отношений, которые возникают между желанием и действием, могут скрываться, не всегда внешне проявляются и создают основу эмоционально-смыслового контекста не действия, а первого поступка.
• Становление первичных, целостных, причинных представлений об окружающем мире и самом себе, включая начальные этические и эстетические оценки («хорошо», «плохо», «красиво», «ужасно»).
• Оптимальное преодоление кризисных моментов в развитии отдельных сторон личности ребенка отражает его готовность к школьному обучению.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в дошкольном возрасте обусловлена тем обстоятельством, что повышенная восприимчивость, внушаемость дошкольников в сочетании с их вниманием к миру взрослых и игрой в этот мир в неблагоприятных условиях могут составить основу формирования вероятной негативной наркогенной установки.
Тогда перед взрослыми ставятся основные задачи:
• Формирование у детей здорового образа жизни (зож).
• Усвоение социально-ценных поведенческих норм, коммуникативных навыков, обеспечивающих ребенку социальную адаптацию.
• Развитие умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий.

Факторы, препятствующие мотивации ребенка на зож:
1. Несоответствие слов и поведения взрослых.
2. Реклама лекарственных препаратов, как панацеи от многих заболеваний.
3. Пассивная жизненная позиция.
4. Отсутствие системности и последовательности в приобщении к зож со стороны взрослых.
5. Лень, много свободного времени, когда ребенок предоставлен сам себе.
6. Негативная я-концепция ребенка (заниженная или завышенная самооценка, формирование «комплекса неудачника», преобладание мотивации избегания неудач), сформировавшаяся под влиянием неадекватной оценки взрослым личности и деятельности ребенка.
7. Усвоение наркогенных стереотипов поведения при подражании негативным моделям.
8. Несформированность позитивно ориентированных критериев и норм поведения, или сформированность пронаркогенных установок (представлений допустимости или даже привлекательности употребления пав).
9. Непродуктивный контакт со взрослыми и сверстниками, связанный с недостаточной развитостью коммуникативных навыков.

Факторы, способствующие мотивации ребенка на зож:
1. Знание своего организма.
2. Положительный пример близкого (авторитетного человека).
3. Знание проблем экологии.
4. Раннее подключение к здоровому образу жизни.
5. Получение положительных эмоций.
6. Режим дня.
7. Сознательное отношение к учебе.
8. Настрой на будущее.
9. Отказ от вредных привычек.
10. Занятия в спортивных секциях.
11. Различные виды искусств, творчества, хобби.
12. Семейные ценности и традиции, взаимоуважение и гармония в отношениях членов семьи.
13. Нравственное воспитание ребенка в семье.

Уголок народной мудрости:
• Береги платье с нову, а здоровье с молоду.
• Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

 

 

Ответственность родителей за воспитание детей

ответственность родителей за воспитание детей

Каждый родитель старается донести до своих детей простую истину – ребенок должен нести ответственность за свои слова и поступки. Однако зачастую сами родители перекладывают свою ответственность за несовершеннолетних детей на преподавателей или самих детей. Они аргументируют эту ситуацию занятостью на работе или нехваткой времени. И не все понимают, что ответственность родителей является главной составляющей образцовой семьи, в которой ребенок никогда не станет наркоманом или алкоголиком.

Что же включает в себя понятие «Ответственность родителей за воспитание»:

  1. Воспитание детей. Здесь особо следует отметить ответственность родителей за поведение детей, ведь то, как они воспитывают своего ребенка в дальнейшем отразиться на его поведении.
  2. Забота о физическом, психическом, нравственном и духовном развитии детей. Родители несут ответственность за детей, и они обязаны обеспечить ребенка общим образованием. Каждый ребенок должен посещать учебное заведение.
  3. Защита интересов детей. Так как родители являются законными представителями несовершеннолетних детей, они вправе отстаивать их права и интересы в отношении как юридических, так и физических лиц.
  4. Обеспечение безопасности. Ответственность родителей за безопасность детей никто не отменял, а значит, родители не имеют права причинять вред психическому, физическому и нравственному здоровью своих детей.
  5. Содержание детей до достижения ими совершеннолетия. Родители не имеют права выставлять ребенка за дверь до достижения им совершеннолетнего возраста.

Закон об ответственности родителей

Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности:

  • административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»);
  • гражданско–правовой (статьи 1073 – 1075 Гражданского ответственность родителейкодекса Российской Федерации);
  • семейно–правовой (статьи 69 («Лишение родительских прав»),73 («Ограничение родительских прав») Семейного кодекса Российской Федерации);
  • уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»)).

Ответственность родителей за детей обуславливается обязанностью воспитывать своих детей, заботиться об их физическом и психическом здоровье, а также нравственном развитии.

 

Симптомы наркотического опьянения.

Внешние признаки:

— бледность кожи;

— расширенные или суженные зрачки;

— покрасневшие или мутные глаза;

— замедленная речь;

— плохая координация движений.

Поведенческие признаки:

— увеличивающееся безразличие к происходящему рядом;

— уходы из дома и прогулы в школе;

— трудность в сосредоточении, ухудшение памяти;

— неадекватная реакция на критику;

— частая и неожиданная смена настроения;

— необычные просьбы дать денег;

— пропажа из дома ценностей, одежды и др. вещей;

— частые необъяснимые телефонные звонки;

— появление новых подозрительных друзей;

— потеря аппетита, похудение, иногда чрезмерное потребление пищи;

— хронический кашель.