Роль сказки в речевом развитии детей старшего возраста с ОНР.

Материал предоставил воспитатель старшей группы №2 Смехнова Елена Алексеевна

Важными источниками развития речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения.

«Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» — писал К.Д. Ушинский.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Как же привлечь современных дошкольников книге и к сказке, театрализованным играм?

Мотивация:

1). Красивая книга, серия книг (работа с обложкой — «О чем эта сказка? Давайте заглянем?»).

2). Герой сказки (игрушка). Приглашение в гости к друзьям.

3). Загадка. «Поищем отгадку в сказке».

Приемы и методы (рассказываем сказку):

1). Рассказчица (бабушка-загадушка, тетушка Арина и т.п.)

2). Герой сказки (игрушка).

3). Волшебный сундучок («рассказывают» предметы).

4). Фланелеграф (рассказываем и показываем).

Что формируется у детей при работе со сказкой:

1).  умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.

2). активизируется словарь через диалоговую речь.

3). умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного.

4).  навыки пересказа: понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т.д.

5). автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи, формируется просодическая сторона речи (интонационная выразительность, плавность, темп, ритм).

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы творческое начало глубоко индивидуально и служит непосредственным выражением способностей детей, поэтому театрализованная игра выступает как средство развития творчества, формирования способностей детей: сенсомоторных, интеллектуальных, речевых, проявляются общественные чувства (дружбы, товарищества ).

Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью такой воспитательно-образовательной работы. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков.

Можно дать рекомендации по практическому применению театрализованных к детям с ОНР:

— прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по театрализованным играм, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции;

— почти все динамичные упражнения, игры и танцы рекомендуется заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку полностью расслабиться;

— длительность занятий зависит от возраста детей и их психических возможностей;

— в случае непредвиденного утомления детей занятие необходимо мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла и нет возможности сегодня продолжать путешествие, что следующая встреча с героями состоится в другой раз;

— места для занятия должно быть много. На полу необходим больших размеров ковер;

— театрализованные игры можно повторять через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою и с большим интересом;

— именно от взрослого зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание ребенка, активизировать и успокаивать его.

— необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, все их слова, движения, даже импровизации (их надо поощрять особо!) являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными.

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач.  Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей, которые не всегда могут самостоятельно создать новую линию повествования в соответствии с особенностями жанра сказки.

Добавить комментарий